Транспорт Сочи будут менять до 2025 года

Транспорт Сочи будут менять до 2025 года

Заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Сочи Вячеслав Бауэр об изменениях в работе общественного транспорта, водителях, бесконтактной оплате проезда и финансах.

— Как давно готовились изменения в транспортную систему Сочи?

— Вопрос затрагивался еще в 2010 году. Тогда в Сочи было около 1800 маршруток, в основном — желтые и белые «ГАЗели». В те годы водители садились за руль, условно от руки рисовали трафарет, ставили его и спокойно ездили. По сути это были нелегальные перевозчики.

Реформа началась в рамках подготовки к Олимпийским играм. На тот момент в городе было 186 маршрутов. В конце декабря 2013 года состоялся конкурс на распределение маршрутной сети. С перевозчиками заключили договор на пять лет. К 2014 году количество маршрутов сократили до 145 и практически полностью заменили подвижной состав. На линии выпустили автобусы малой и средней вместимости — «Богдан» и Hyundai County. В рамках государственной программы, а также в лизинг были приобретены автобусы средней и большой вместимости для МУП «Сочиавтотранс».

— Как шла работа над нынешней реформой?

— Нужно понимать особенности. Краснодар, например, сгруппирован. Там пригородный автобус едет с автовокзала, у него почти нет или мало остановок внутри города. Транспорт следует за пределы муниципального образования. Сочи же — городской округ, внутри которого расположены сёла: от Магри до Красной Поляны и cовхоза «Россия».

Мы начали с опроса жителей, разместили анкету на официальном сайте администрации. Также привлекли студентов. Молодые люди стояли на остановках и исследовали пассажиропоток. Принцип заключался в том, чтобы уйти от маршрутной сети, будто мы её не знаем. Волонтёры стояли на остановках. Когда пассажиры выходили из автобуса, их спрашивали: «Откуда вы едете». Наш подрядчик создал электронную матрицу — виртуальную модель пассажирских перевозок Сочи.

Мы сформировали потоки, наложили на них существующую маршрутную сеть. Дальше уже смотрели конкретные маршруты. Например, на маршруте 83 работают автобусы «Хёндэ» малой вместимости, они ходят с интервалом пять минут и имеют определенный пассажиропоток. Заменяем автобус на большую вместимость. Тогда модель нам говорит: с учетом имеющегося потока интервал движения может быть 10 минут в час-пик, в остальное время — 20 минут. И так по всем маршрутам.

Новая маршрутная сеть предполагает 145 маршрутов и, с учетом использования автобусов средней и большой вместимости, 640 транспортных средств (это результат в случае замены подвижного состава на автобусы большой вместимости). Это то, к чему мы должны стремиться. Оптимизация, по нашим расчетам, будет проводиться до 2025 года.

— Какова цена вопроса?

— Большие автобусы достаточно дороги — 100 таких транспортных средств могут стоить от 800 миллионов до 1 миллиарда рублей. С учетом имеющегося пассажиропотока наши предприятия не готовы вкладывать такие инвестиции. Они никогда не отобьют эти автобусы, нужно реально смотреть на ситуацию в пассажирских перевозках. В настоящее время господдержка же предлагается только на автобусы, работающие на метане.

Например, если купить большой автобус за 8 миллионов, государство даёт скидку примерно в 2 миллиона рублей. Но у нас другая проблема: метановая заправка есть только в Лазаревском. Это 70 километров от центра Сочи. Соответственно, использование метана в Адлерском и Центральном районах невозможно. Другой поддержки попросту нет.

Сейчас транспортные предприятия, выигравшие конкурс, начали обновление подвижного состава, но не на автобусы большой вместимости. Это «ПАЗ Вектор NEXT» с заниженной задней частью (доступная среда) и SIMAZ, которые производят в Ульяновской области. Но и они стоят от 3,5 до 4,5 миллионов рублей, а нам нужно обновить порядка 400 единиц. Арифметика проста: на 100 автобусов нужно 350 — 450 миллионов рублей.

Всего у нас сейчас 147 маршрутов, лишь 64 из них ездят по регулируемым тарифам. Оставить все маршруты по регулируемым тарифам мы не можем — ограничены бюджетом. При этом в 2014 году население города составляло 320 тысяч человек, а сейчас, по официальным данным, — 502 тысячи. По неофициальным данным, людей больше — 750 тысяч. Всем, кто приехал нужна социальная инфраструктура, поэтому в последние годы идёт массовое строительство школ, детских садов, развиваются микрорайоны. Нам нужно на транспортную работу в год около 250 миллионов, а на школу порядка — 300 миллионов. Что выберут?…

— Если городу нужны автобусы, почему их отдали в регионы после Олимпиады?

— Если вы имеете ввиду те, что регионы закупали для Олимпиады, то они потом и вернулись туда. Это были Санкт-Петербург, Казань и Московская область. Еще 100 больших автобусов были у МУП «Сочиавтотранс», их передали Краснодару.

— Можно ли говорить о том, что сейчас ситуация с недовольством жителей Сочи изменениями стабилизировалась?

— Прошёл январь, и количество жалоб в разы уменьшилось. Только за прошлый месяц официальных жалоб было около 300, неофициальных, наверное, около 1000. Телефоны просто разрывались от звонков, особенно в первые рабочие дни января.

— А на что чаще всего жаловались?

— Основных вопросов было два — льготы и новый подвижной состав. Но за льготы мы не отвечаем, они находятся в ведении Краснодарского края. Что касается автобусов, народ взбунтовался там, где перестал работать МУП «Сочиавтотранс». Наиболее напряженная ситуация была в Лазаревском районе. Там работает один перевозчик на всех маршрутах и , если утром транспорт не пришел, человек не может попасть на работу. В самые «горячие» дни у нас на горячую линию поступало до 150 звонков, сейчас 5-15 звонков. Официальных электронных обращений меньше. В основном они касаются подвижного состава.

По старым договорам МУП «Сочиавтотранс» должно было выполнять объем перевозок на 306 автобусов, а у него всего 355 транспортных средств. Автобусам уже 5 лет, пробег их зашкаливает за 500 тысяч километров. По факту, с учетом износа, МУП «Сочиавтотранс» мог выпускать на линию 250-260 автобусов.

Сейчас МУП выиграл лот на 255 автобусов. Впервые за многие годы, у предприятия выпуск составляет почти 100 процентов. Это значит, что рейсы выполняются в полном объеме.

— Какие дальнейшие задачи вы ставите?

— Наша следующая задача — навести порядок на линии, чтобы водители исполняли то, что им предписывает должностная инструкция и правила пассажирских перевозок. Сейчас еженедельно проводятся проверки на линиях с руководителями предприятий. Мы смотрим, как работают автобусы на линии, как водитель подъезжает к остановке, как он высаживает пассажиров, какая экипировка, выдаются ли билеты. После проводится инструктаж.

В последний раз мы выявили 18 нарушителей, с каждым отдельно проводилась беседа. На двоих был составлен административный протокол из-за нарушения расписания, штраф водителю в таком случае составляет 3000 рублей. Нужно, чтобы водители наконец-то осознали: ведется системная работа. Будешь нарушать — получишь штраф. Юридические лица в такой ситуации получают штраф в размере 30000 рублей. После мы уже можем разрывать договор, отзывать свидетельство и проводить новый конкурс. Результат будет, но не быстрый.

Сейчас заработала муниципальная система мониторинга, но опять же есть проблемы с бюджетным финансированием. Для того, чтобы она в полном объеме работала, нужны люди, которые круглосуточно будут следить за ситуацией. Когда водитель знает, что за ним наблюдает, нарушений становится значительно меньше. Надеемся, что в 2019 году ситуация наладится.

Самое главное, что водители в очереди не стоят. Мы сегодня увольняем с транспортного предприятия, а завтра автобус стоит, потому что водителей категории D нет.

— Когда в Сочи будет введена система безналичной оплаты?

— Предположительно — к началу курортного сезона. Техническая часть уже проработана — система обкатывалась с 2017 года. В автобус она устанавливается за 20 минут. В данный момент дорабатываются процессуальные и юридические вопросы. С внедрением транспортных карт стоимость проезда будет дифференцирована. Возможно, появятся проездные, условно на 100 поездок. Это будет сделано для того, чтобы сделать стоимость проезда ещё ниже.

— Появятся ли в автобусах Сочи кондукторы?

— Нет, кондукторов не будет. Возможно, водители будут заинтересованы в том, чтобы проверять, оплатил ли пассажир проезд. Проблема введения системы безналичной оплаты присутствует во всех городах — её саботируют. Сейчас мы даже не знаем, сколько у нас безбилетных пассажиров, хотя, согласно действующему закону, штраф для нарушителей составляет 1000 рублей.

— Почему в городе не работают приложения «Сочи.Транспорт» и «Яндекс.Транспорт»?

— «Сочи.Транспорт» приобретался в рамках проведения Кубка Конфедераций в 2017 году и Чемпионата мира 2018 года, аккаунты в App Store и Google Play принадлежат юридическому лицу. Нам просто заблокировали доступ к этим аккаунтам. Сейчас мы этот вопрос решаем, в течение двух месяцев программное обеспечение будет обновлено.

Что касается «Яндекс.Транспорта», то в федеральном законе прописано: данные ГЛОНАСС можно передавать только в один адрес. В Краснодарском крае создана единая система мониторинга, наши перевозчики могут отправлять данные только туда. Чтобы транслировать информацию ещё куда-то, в автобусах нужно установить двухсимочную систему GPS, либо информация в «Яндекс.Транспорт» должна передаваться от системы мониторинга. Думаю, что в ближайшем будущем этот вопрос тоже решится.

— А что с электронными табло на остановках?

— Не секрет, что формирование бюджетного процесса всё ещё идёт. Сейчас система осталась без содержания. Накапливаются ошибки в программном обеспечении, поэтому и происходят сбои. Мы самостоятельно провели мониторинг, перенастроили оборудование, информационные табло работают. Они могут некорректно показывать время из-за того, что в автобусах старый датчик GPS. Из покупали в период еще начиная с 2007 года, оборудование устарело.

Например, подъезжает «Хёндэ», а его не видно — передача сигнала через спутники идёт с задержкой. Проблема будет устранена после обновления подвижного состава.


Комментарии